О природе тревоги
Никто не любит тревогу, и это нормально её не любить. Тревога абсолютно всем кажется неприятным чувством, от которого хочется избавиться. Но в норме тревога всего лишь указывает нам на наши боль и страдания, которые мы испытали в прошлом и очень не хотели бы испытать в будущем. Тревога как бы предупреждает нас о тех неприятностях, что могут случиться и что уже случились, она напрямую связана с нашим персональным опытом.
Тревога становится проблемой тогда, когда мы именно саму тревогу начинаем ассоциировать с болью и страданием, как бы отделяя её от первоначального неприятного опыта.
Тревога всегда указывает на страдание в будущем, но в её основе страдание из прошлого. Где-то мы с чем-то не справились, где-то почувствовали свою беспомощность, бессмысленность, безысходность, неуправляемость – любое непереносимое состояние, которого хотели бы избежать; и вот у нас уже возникает тревога, направленная на то, чтобы избежать повторного возникновения непереносимых состояний.
По сути тревога нужна нам для того, чтобы предпринимать действия, направленные на поддержание своей безопасности и комфорта, и иногда жизнь требует от нас изобретательности в этом плане. Мы не любим тревогу даже потому, что она заставляет нас напрягаться, заставляет тратить время и силы на поиск новых не всегда простых и доступных решений.
Тревога ставит перед нами вызовы, которые мы не можем не принять, но очень хотели бы не принимать. И если мы успешно справляемся с этими вызовами, то наша жизнь претерпевает качественные изменения (зачастую к лучшему). А вот если мы не справляемся, то получаем тревожное расстройство, застревая в своей тревоге и ничего не меняя в своей жизни.
Задача психотерапии в данном случае помочь человеку встретиться со своими переживаниями и страданием, чтобы преодолеть это застревание и выйти из тупика тревожности, справившись с вызовами, которые создаёт тревога.